Краткая история СМИ Италии Общий обзор СМИ Италии Италия-2001: политический выбор или медиагипноз? Новости итальянской прессы Используемая литература |
Италия-2001: политический выбор или медиагипноз? В 80-90-е годы в политическом процессе и в развитии СМИ Италии произошли существенные качественные изменения. В 80-х включилось в по-литическую коммуникацию коммерческое ТВ, в 90-х рухнула система идео-логических партий. А в конце века одновременно и журналисты, и политики, и вместе с ними их аудитория получили выход почти что в коммуникацион-ный космос - Интернет. На ниве коммуникационного бизнеса появляются яркие фигуры, среди которых выделяется Сильвио Берлускони. Его вхожде-ние в политику станет одним из самых примечательных явлений итальянской жизни конца XX - начала XXI в. Массовая коммуникация испытывает на себе влияние двух взаимосвязанных процессов: политизации СМИ (этот про-цесс, правда, был присущ итальянским СМИ и раньше, но в несколько ином, идеологизированном плане) и медиатизации политики (процесс более новый, но органично вписавшийся в традиционную для Италии культуру зрелища и театрализации). А последний процесс, как известно, практически невозможен без участия в нем такого медиума, как телевидение, особенно коммерческое. Итальянское коммерческое телевидение - детище все того же Силь-вио Берлускони, который существенно изменил телеландшафт не только Италии, но и других стран Западной Европы. Это телевидение принесло с со-бой новый визуальный стиль, оживило рекламный рынок и создало настоя-щую конкуренцию на телерынке (до этого государственное телевидение в лице Раи имело только внутреннюю конкуренцию между каналами, руково-дство которыми было поделено между крупнейшими партиями), т.е. телеви-дение вошло в фазу развития по законам рыночной конкуренции. В начале 80-х годов на телерынок приходят новые специалисты не только в области коммерческой, но и политической рекламы. Выборная кампания 1983 г. стала первой, в которой уже были задействованы резервы политической коммуни-кации, хотя еще весьма скромные по сравнению с сегодняшними. Но уже в ней определились основные направления в конструировании новых модулей политической коммуникации (политика-спектакль, имидж лидера и персона-лизация в нем образа партии, движения или даже блока, приоритет визуаль-ного над вербальным). Развитие политического процесса в 90-х сделало крутой вираж, спро-воцированный судебными процессами по делу о коррупции в эшелонах по-литической власти ("Tangentopoli"), - со сцены сходят исторические партии ХДП и ИСП, что значительно облегчает жизнь коммунистам, партия которых мучительно осваивала пути социал-демократизации после известных собы-тий в Восточной Европе. На протяжении 90-х осколки могущественных ко-гда-то партий оформляются в различные движения и политические образова-ния, которые ищут себе союзников для выхода на политическую арену. У ле-вых, находившихся тогда в предпочтительном положении, появилась реальная возможность взять рычаги власти в стране в свои руки. Однако на их пути за четыре месяца до парламентских выборов 1994 г. возникла преграда: политическое движение "Вперед, Италия" ("Forza Italia") во главе с одним из главных противников левых - промышленником и телевладельцем Сильвио Берлускони. Именно эти выборы с предшествовавшей им избирательной кампанией стали определенной вехой в развитии политической коммуника-ции в Италии и приковали внимание к фигуре Берлускони уже в качестве предпринимателя-политика. Выборы 1994 г. примечательны еще и тем, что на них была запущена в действие новая избирательная система: на смену пропорциональной пришла мажоритарно-пропорциональная, изменившая принцип представительства политических сил в парламенте. И еще один важный момент. Политический бипо-ляризм, который в послевоенные годы выражался в противостоянии ХДП и ИКП с последующим формированием правительственных коалиций право- или левоцентристского толка во главе с христианскими демократами, сменился противостоянием левого и правого предвыборных партийных блоков. Вследствие этого на политическую арену выдвигаются их лидеры, тогда как ранее ключевыми фигурами были лидеры отдельных партий (например, христианские демократы Де Гаспери, Фанфани и Моро, коммунисты Тольятти и Берлингуэр, республиканец Спадолини или социалисты Ненни и Кракси). Начиная с выборов 1994 г. неизменным лиде-ром правоцентристского блока становится Берлускони, в то время как левый центр последовательно представляют Оккетто, Проди, Д'Алема и, наконец, Рутелли. Устойчивое лидерство Берлускони в широком политическом спек-тре от центра до правого крыла переросло в персонализацию всего движения, что является непременным атрибутом политики как спектакля. Поэтому пре-жде всего с личностью Берлускони связывают победу правого центра на вы-борах 1994 г. и поражение в 1996 г., оценивают конструктивность оппозиции в парламенте в последнее пятилетие и успехи на европейских выборах 1999 г. и региональных 2000 г. Другим важным моментом является то, что в поли-тических баталиях 90-х годов явственно обозначились их медийный характер и широкомасштабная режиссура. Это уже не "шахматные партии политиков", о которых писал Пьеро Отгоне, или "концерты для инструмента с оркест-ром", о которых говорил Дюверже. Это грандиозные шоу-спектакли, а иногда боксерские поединки, в зависимости от накала страстей и возможностей уча-стников. Выборы 2001 г. стали логичным продолжением тех процессов, которые на протяжении последнего десятилетия XX в. пронизывали политическую-жизнь страны и ее экономику, видоизменяли коммуникационные и информа-ционные связи в Италии в контексте европейского развития. Вместе с тем в предвыборной кампании и результатах голосования обнаружилось немало таких моментов, которые свидетельствуют не только о модернизации поли-тического процесса в Италии в русле общих тенденций, но и о его нацио-нальных особенностях, подтверждают не только значение политического маркетинга и его инструментов на уровне современного развития информа-ционных технологий, но и влияние субъективного, личностного фактора. Избирательная кампания 2001 г. началась задолго до своего официаль-ного открытия, когда после поражения левых на региональных выборах в ап-реле 2000 г. в отставку ушел премьер-министр Д'Алема. После того как оппо-зиция во главе с Берлускони объявила "тотальную войну" новому главе пра-вительства Амато и стала требовать досрочных выборов, перед левыми остро встал вопрос о лидере будущего избирательного блока. В сентябре Амато по телевидению объявил о том, что он делегирует это право мэру Рима Франче-ско Рутелли. Так несколько неожиданным образом был разрешен этот во-прос, и началась одна из самых шумных и примечательных политических кампаний не только в Италии, но и в Европе. На ее пути еще было немало сложностей, связанных, в частности, с определением даты выборов, с вопро-сом о проведении парламентских и административных выборов в один день или в разные сроки и легитимно-стью основных кандидатов. Наконец, в мар-те после острых дискуссий президент Чампи объявил, что парламентские и административные выборы состоятся в один день - в воскресенье 13 мая - и соответственно официальная предвыборная кампания начнется 13 апреля. 49 млн итальянских избирателей предстояло сделать выбор между кан-дидатами от двух основных блоков - правоцентристского "Дом свобод" ("Casa delle liberta") и левоцентристского "Олива" ("Ulivo"), а также 7 незави-симых, т.е. не входящих в блоки, партий. В первом блоке (б партий) ведущая роль принадлежала партии Берлускони "Вперед, Италия" ("Forza Italia"), а из партий второго ряда - "Национальному альянсу" Фини и "Лиге" Босси. Во втором блоке (тоже б партий) в качестве основной силы рассматривалась партия "Левые демократы" ("Democratic; di sinistra"), наследница ИКП во главе с Вельтрони и Д'Алема и новое объединение центристского толка "Ро-машка" ("Margherita") с лидером всего блока Рутел-ли. Осколки некогда мо-гущественной ХДП, всегда изобиловавшей внутренними течениями, были вкраплены в оба блока и при весьма скромных надеждах на успех выполняли роль связующего звена по центру. Из независимых предпочтительные пози-ции занимали "Коммунистическое возрождение" Бертинотти, "Италия ценно-стей" Ди Пьетро и новая партия "Европейская демократия" под эгидой Д'Антони и Андреотти. Однако ни одна из них не могла рассчитывать на зна-чительный успех. Поэтому изначально избирательная кампания была по-строена на противостоянии двух полюсов, которые представляют не конку-ренты, а антагонисты. И в этом смысле историческая аналогия с выборами 1948 г., которая не раз возникала в ходе кампании, скорее всего имеет право на существование, конечно, с известными оговорками. За пятьдесят с не-большим лет, разделяющих эти кампании, прежде всего практически сошла на нет открытая идеологическая конфронтация. И это находит отражение да-же в названиях партий и движений, все чаще апеллирующих к эмоциям ("Вперед, Италия" и "Ромашка", например), а не к разуму. Это же относится и к названиям двух блоков. На одной стороне - "Дом свобод" (кстати, заме-нивший собой более строгий "Полюс свободы", который фигурировал в пре-дыдущих кампаниях), а на другой - "Олива", под сенью которой расцвела "Ромашка", и так и не распустившийся "Подсолнух" партии зеленых. Кроме того, каждый из блоков имел и свою цветовую гамму: у Берлускони преиму-щественно голубые тона (цвета сборной по футболу, которую тиффози под-бадривают возгласом: "Forza Italia!"), у Рутелли много зеленого (наверное, следствие растительного крена в названиях). Однако имидж блока не был определяющим началом, он был всего лишь фоном или составляющей частью имиджа его лидера, в лице которого было сконцентрировано всё и вся. Можно без преувеличения сказать, что персонализация в этой кампании была доведена почти до предела: в большей степени Берлускони, в меньшей - Рутелли. Союзники Берлускони по коали-ции, как и большинство масс-медиологов, признавали неизбежность и в то же время целесообразность этого процесса, уже прочно укоренившегося на ниве политической коммуникации. Лидерство Берлускони не ставилось под сомнение ни союзниками, ни противниками. С Рутелли было сложнее, по-скольку некоторые видели в нем лишь прямого ставленника Амато, другие вообще отказывали ему в политических способностях, а третьи по-прежнему считали главой левоцентристов Д'Алема. Так, в интервью "Мессаджеро"1 Дж. Фини в ответ на высказанные журналистом соображения о сохранении иден-тичности партий, выступающих в союзе с Берлускони, сказал, что "персонализация - это одно из следствий двухполюсной системы, это референдум "за" или "против" Берлускони, но также и референдум "за" или "против" "Оливы", а не Рутелли, который является только маской "Оливы"". Ему вто-рил глава Христианско-демократического центра (Centre cristiano democratico) Казини, отмечавший главенствующую роль Берлускони в своем блоке и несостоятельность Рутелли как лидера в противостоящем лагере, где, по его мнению, все-таки первенствует Д'Алема. Мнение политиков во многом разделяли итальянцы, принимавшие уча-стие в различных опросах. Так, по данным агентства ISPO/Nielsen2, предло-жившего в феврале десять вопросов с целью выявить личностные характери-стики Берлускони и Рутелли, каждый из них завоевал по пять позиций. У Берлускони: "сильный лидер", который "сражается за свои убеждения", "уме-ет убеждать", "в состоянии выиграть выборы" и "может управлять страной". У Рутелли: "современен", "симпатичен" и "честен", "предлагает решение людских проблем" и "выполнит свои предвыборные обещания". Очевидно, что у первого превалировали деловые качества, а у второго - общечеловече-ские, а также то, что некоторые из них стали базовыми в имидже кандидатов. Вообще имидж лидеров явился одним из ключевых моментов в ходе кампании: у Берлускони многомерный, с наличием большего количества от-тенков, у Рутелли более монотонный и строгий. Берлускони, самый богатый человек в Италии, медийный магнат, преуспевающий предприниматель и бесспорный политический лидер, - это воплощенная в жизнь идеология ус-пеха. Он человек дела, уверенный в себе, динамичный и простой в общении. Непременная улыбка на загорелом лице - его визитная карточка. У Рутелли - проницательный и завораживающий взгляд, весьма привлекательная внешность. На его стороне симпатии тех женщин, которые неизменно назы-вают его самым сексуальным политиком. Он почти на 20 лет моложе Берлу-скони и представляет поколение в политике 40-летних, которым не чужды радикальные идеи в прошлом. Теперь он серьезен и деловит, о чем свиде-тельствует его опыт работы на посту мэра итальянской столицы. Если имидж Рутелли в основном формировался в ходе кампании, то у Берлускони он в большей мере только корректировался применительно к ней. По сравнению с предыдущими выборами имидж Берлускони стал менее официальным и за-метно потеплел: например, утратил свое значение двубортный синий костюм, который ранее воспринимался как непременный атрибут его команды, и от-четливее зазвучала тема семьи и дома. На имидж кандидатов работали все возможные средства: от плакатов до Интернета. Первые, может быть, ярче всего высветили агитационные про-счеты и находки. Так, например, серия тематических предвыборных плакатов Рутелли, в которых его образ удачно варьировался в зависимости от темы и был контекстуализирован, способствовала внесению в имидж новых привле-кательных черт. В то же время слишком обстоятельное текстовое сопровож-дение и его ориентация на поддерживающий электорат были отмечены спе-циалистами как явные недостатки3. В серии плакатов Берлускони тоже были отмечены просчеты, но связанные, наоборот, с употреблением в текстах слишком общих понятий. Не случайно то, что больше всего нареканий зву-чало в адрес текста плакатов, а не картинки, поскольку ставка на имидж во-обще потеснила вербальную коммуникацию на второй план, а порой свела ее на нет. Это, в частности, отмечали масс-медиологи, которые вели "табель ус-певаемости" кандидатов в интернетовской "ItaliaOnUne" в течение офици-альной предвыборной кампании. Профессора Флорентийского, Болонского и Римского университетов на основании своих заключений оценивали каждый по одной неделе предвыборной борьбы с точки зрения коммуникации и имиджа основных кандидатов. Примечательно, что ни одному из них не было отдано явного предпочтения. В первую и четвертую недели - ничья, во вто-рую - перевес в 1 балл у Рутелли, в третью - в 0,5 балла у Берлускони. Та-ким образом, по мнению специалистов, на уровне имиджа и коммуникацион-ных возможностей шансы лидеров были как бы уравновешены. Следователь-но, требовалось очень умелое использование этих возможностей, способ-ность маневрировать не только на своем поле, но и на поле соперника, вво-дить в игру резервные силы. Все это будет делаться по ходу кампании более или менее успешно, в рамках правил или вне их с тем, чтобы удержать свой электорат, завоевать колеблющийся и расшатать ряды соперника. Несколько десятилетий относительно стабильный базовый электорат ХДП, ИКП и ИСП в 90-е годы пришел в движение. Образование новых пар-тий, исчезновение или трансформация старых, а затем возникновение пред-выборных блоков привели к серьезным сдвигам в итальянском электорате уже не на идеологической основе. Во многом они связаны с расширением со-циальной базы партии "Вперед, Италия" и сужением базы преемников ИКП. Первоначально ориентированная в основном на средние слои партия Берлу-скони продвигалась к традиционному электорату левых: рабочим, малоиму-щим, безработным, в то время как левоцентристы в погоне за средним клас-сом частично утрачивали их доверие. В результате правоцентристский блок сделал ставку на избирателей наиболее динамичных возрастных категорий и достаточно широкого социального спектра. Именно этот потенциальный электорат идентифицировал себя с лидером блока, его имиджем и потому оказался восприимчивым к его "посланию". Предвыборные программы блоков, несмотря на то что они в ходе кам-пании были как бы оттеснены на второй план, безусловно, повлияли на ре-зультаты выборов. И хотя в них было немало общего, однако по-разному расставленные акценты, различный уровень конкретизации задач и предла-гаемых решений, то, как они были сформулированы, позволяют говорить о разных подходах к проблемам современной Италии. "Изменить Италию" призывала программа блока Берлускони, "Обновим вместе Италию" - так обращался к избирателям блок Рутелли. В первой, многократно обвиненной в прессе в популизме и подражании устаревшим образцам тэтчеризма и рейга-номики, тем не менее достаточно четко прописаны "Пять основных направ-лений улучшения жизни итальянцев" ("grandi strategic") - от снижения нало-гов до охраны окружающей среды и здоровья граждан - и "Пять основных задач изменения Италии" ("grandi mission!") - от реорганизации государст-венного аппарата и институциональной реформы до планов создания новой инфраструктуры страны и развития Юга. Во второй в основном были сфор-мулированы планы на будущее, логично проистекавшие из 5-летнего опыта управления страной левоцентристской коалицией. Программа правоцентристского блока, нацеленная на широкомасштабную модернизацию Италии и в то же время на решение актуальных проблем, связанных, например, с иммиграцией и преступностью, выглядела весьма привлекательно и по форме. "Пять направлений" улучшения жизни и "Пять задач" для изменения страны, "Три "i"" (Inglese, Internet, Impresa) как непременные атрибуты нового века и "Декалог развития предприятий" - эти и другие разделы программы облегчали восприятие содержания и делали его запоминающимся. Кроме того, в целом программа удачно гармонировала с имиджем Берлускони как делового человека, для которого четкость в поста-новке проблемы и ее решении является непреложным залогом успеха. Но как оказалось в ходе кампании, программа - не такая уж серьезная проблема, основная же "проблема - это Берлускони"4. Именно это обстоя-тельство и определило весь характер предвыборной кампании, превратив ее в референдум "за" или "против" Берлускони, порой походивший на судилище, эмоционально напряженный политический спектакль, за которым напряжен-но следила многомиллионная аудитория не только в Италии, но и за рубе-жом. Для главного действующего лица - Берлускони - кампания была ма-рафонской дистанцией, точку отсчета которой можно вести с лета 2000 г. "Берлускони начал свою операцию обольщения"5, - писала в июне "Монд", а может быть, и раньше - с выборов 1999 г. в Европарламент, которые стали проверкой сил правоцентристов и дали положительные результаты, подтвер-жденные потом в 2000 г. на региональных выборах. Поэтому Берлускони был заряжен не на реванш, имея в виду поражение на выборах 1996 г., а на умно-жение успеха. Его высокий рейтинг был основан не столько на данных опро-сов, сколько на реальном количестве голосов итальянцев, принимавших уча-стие в вышеназванных выборах. Для Рутелли кампания была средней дис-танцией, начатой осенью 2000 г. тоже с высоким рейтингом, но не в нацио-нальном масштабе, а в столичном. К стратегическому и тактическому обес-печению обеих кампаний были привлечены ведущие специалисты в консал-тинговой сфере. "Оливу" консультировал Стэн Гринберг, которого пресса на-зывала "американским гуру предвыборной борьбы", а в "Доме свобод" поми-мо политтехнологов не последнюю роль играл сам хозяин, профессиональный специалист по рекламе и маркетинговой технике еще с универси-тетских времен. Кампании противостоящих блоков были тщательно спланированы, включали в себя акции-события, рассчитанные либо на отдельные группы электората, либо на всех избирателей. У Берлускони всеобщее внимание привлекли две акции. Первая - перед открытием официальной кампании. Событием стал выпуск иллюстрированной биографии Берлускони "Итальян-ская история" ("Una storia italiana") в прекрасном полиграфическом исполне-нии издательства Мондадори рекордным 12-миллионным тиражом. В ней жизненные этапы (детство, учеба в салезианском колледже, а затем в универ-ситете, вхождение в бизнес и политику), стиль жизни и окружение, семья и верные друзья, широта интересов (предисловие к "Похвале глупости" Эразма Роттердамского и любовь к спорту, особенно футболу), одним словом, мно-гомерный образ лидера в лучших традициях биографического жанра. По за-мыслу издателей, биография должна была "развеять ложь, которая в послед-нее время окутала Берлускони" и предположительно "добавить процента три избирателей"6. Вторая акция - в конце кампании. 8 мая в студии Раи 1 в пе-редаче Бруно Веспа Берлускони подписал "Договор с итальянцами", поднявший волну откликов в прессе. Этим событием еще раз было подчеркнуто, что Берлускони прежде всего предприниматель и деловой человек, а потом уже политик: политики дают обещания, а предприниматели подписывают контракты - пример своего рода "аполитичной" политики, учитывая скеп-тическое отношение итальянцев к профессиональным политикам. Публично на экране телевизора Берлускони взял на себя ответственность за выполне-ние этого договора, содержавшего пять пунктов: снижение налогов, сокращение преступности, повышение минимальных пенсий до 1 млн лир в месяц (500 евро), создание 1,5 млн рабочих мест и начало строительства крупных объектов по плану модернизации инфраструктуры страны. Таким образом, была найдена весьма емкая форма донесения до избирателей основных по-ложений программы, представляющих интерес для всех слоев общества. В кампании Рутелли столь ярких акций, как у Берлускони, не было. Вначале был представлен "Отчет перед Италией" о проделанной работе за пять лет правительствами левого центра. В окружении бывших премьер-министров Д'Алема и Амато (Проди на европейской службе в Брюсселе) Ру-телли заочно полемизировал с Берлускони, основным предметом критики ко-торого в течение всей кампании были именно результаты правления лево-центристов, из чего,собственно, и вытекала его концепция коренных преоб-разований в Италии. В середине кампании был обнародован окончательный вариант программы. Все, что можно отнести к событиям, связано так или иначе с акциями, направленными против Берлускони. Жесткая стратегия ан-тиберлусконизма, избранная левыми, помимо того что превратила парла-ментские выборы в референдум по Берлускони, дала по меньшей мере еще три результата: отвлекла внимание от его программы, практически исключи-ла возможность нормального диалога и превратила его в жертву. Последний эффект, скорее всего, оказался незапланированным и сыграл на руку против-нику. Основными позициями, по которым велась критика Берлускони, в ос-новном были: 1) конфликт интересов, 2) сложные отношения с правосудием на почве предпринимательства, 3) политические союзники как угроза демо-кратии. В ходе кампании по каждому из пунктов вводилась негативная ин-формация и шел сброс компромата, особенно активно и обильно в финансо-вой сфере деятельности "фи-нинвеста". Что касается конфликта интересов, то это действительно серьезная проблема, возникшая еще в 1994 г. И здесь не-вольно возникает вопрос, почему левоцентристские правительства, находящиеся у власти практически с 1993 г., за исключением семи месяцев правле-ния кабинета Берлускони, так и не провели в парламенте соответствующий законопроект и только в самом конце легислатуры стронули его с места? Не исключено, что за этим могло стоять, с одной стороны, нежелание выпускать из рук такой большой козырь в игре с Берлускони, а с другой, все-таки необ-ходимость показать свою озабоченность этой проблемой. Столь же туманны, например, мотивы проволочек с принятием закона, который определит, на-конец, судьбу Раи. Не скрывалось ли за этим стремление сохранить свое влияние на Раи в период избирательной кампании, по единодушному мнению специалистов, признанной сугубо медийной? Медийность предвыборной кампании 2001 г. просматривается по раз-ным параметрам. Во-первых, в логике и форме ее постановки, а во-вторых, в широчайшем наборе коммуникационных средств, которые были привлечены всеми кандидатами. СМИ, как и партии, сгруппировались в два блока со своими очевидными лидерами. Справа - телеканалы "Медиасет", ежене-дельник "Панорама" и газета "Джорнале". Слева - Раи (хотя правым там то-же было гарантировано присутствие в соответствие с законом), где особенно усердствовали на ниве антиберлусконизма второй канал, еженедельник "Эс-прессо" и газета "Репубблика". Нейтральных изданий, как и телеканалов, практически не было. Можно говорить лишь о большей или меньшей степе-ни взвешенности информации и комментариев или стремлении к относи-тельной сбалансированности материалов. В "блоковых" СМИ, естественно, были журналисты, которые задавали тон в "войне перьев и микрофонов". К таким с левой стороны можно отнести Пансу из "Эспрессо", Мальтезе из "Репубблики" или Коломбо из вновь вышедшей в конце апреля "Униты", а на телевидении - директора второго канала Раи Фреччеро, ведущего программы "Раджоверде" на том же канале Санторо и комиков Луттацци и Бениньи. На правом фланге лидировали телеведущие Ментана, Феде и Костанцо, а в печати Феррара, Фельтри, Ольдани, Буттафуоко... Вообще-то противостояние СМИ - явление, свойственное не только предвыборной кампании. Здесь, скорее, нужно говорить о силе его напряжения, доходившего до критических точек. Принципиально новым в использовании коммуникационных возмож-ностей стало активное включение Интернета в ход кампании. Сайты партий и блоков, персональные сайты Берлускони и Рутелли, онлайновские версии пе-чатных изданий и собственно сетевые СМИ работали с полной нагрузкой. "Медиасет" в дополнение к уже имеющимся онлайновским выпускам ин-формационных телепрограмм своих каналов даже создал новый сетевой про-дукт - телегазету Tgcom, которая сразу обратила на себя внимание ориги-нальностью формы и информационной насыщенностью. Этот первый широ-комасштабный опыт включения Интернета в политическую коммуникацию, безусловно, свидетельствует о перспективности его дальнейшего развития. К сожалению, такого заключения нельзя сделать по поводу еще одного новшества, сопутствовавшего выборам в Италии. Речь идет о массированной и неплохо срежиссированной пропагандистской кампании в зарубежных СМИ, тон которой был задан в конце апреля английским еженедельником "Экономист". "Этот человек не способен управлять Италией" - такой диаг-ноз был поставлен Берлускони на обложке с его портретом. Волна антибер-лусконизма из Италии выплеснулась на страницы западных изданий. Осо-бенно настойчивыми в своих предупреждениях о последствиях возможной победы Берлускони наряду с еженедельником "Экономист" были испанская газета "Эль Мундо", французские "Монд", "Либерасьон" и "Нувель обсерва-тер", немецкие "Ди вельт" и "Шпигель". Такого внимания, по мнению Серд-жо Романо, зарубежная печать не уделяла Италии с выборов 1948 г. Взве-шенно анализируя на страницах "Коррьере делла сера" истоки этого явления и его суть, Романо, с одной стороны, отмечал естесвенный интерес соседей по европейскому дому к таким событиям, как выборы, но, с другой, предос-терегал от поверхностности и резкости суждений о ситуации в Италии, про-истекающей из незнания реального положения вещей. "Внимательно заниматься выборами других - это хороший европеизм; давать уроки демокра-тии народам и говорить им, как нужно голосовать, - это плохой европе-изм"7, - справедливо заключает Романо, которому невозможно отказать в политической проницательности и корректности. Другие были более резки в оценках этого явления. Джованни Аньелли, который редко позволяет себе публичные высказывания, особенно на международные темы, сказал, что "Италия - не банановая республика" и с ней непозволительно разговаривать в таком тоне, чем косвенно поддержал Берлускони. А Бруно Веспа апеллировал к исторической памяти итальянцев, назвав новыми меттерниха-ми зару-бежных журналистов, которые опять считают Италию "географическим по-нятием" и полагают, что ее интересы могут быть лучше защищены извне. То, что одновременно начатая и напичканная ходячими сюжетами на тему: "Бер-лускони - угроза демократии" ожесточенная кампания в зарубежной прессе скоординирована, мало у кого вызывало сомнения. Однако по поводу того, откуда исходит руководство, высказывались различные точки зрения. Джу-лио Андреотти, человек весьма изощренный в политических делах, указывал, например, на итальянское происхождение этой кампании. Так это или иначе, но в Италии активно действовала группа своего рода "менеджеров общественного мнения", близких к "Оливе". Еще в январе исто-рик Боббио и три университетских профессора Лабини, Гарроне и Пиццорус-со подписали обращение к итальянцам, где были следующие строки: "Наш моральный долг использовать все средства, которыми располагает демокра-тия, чтобы помешать "Полюсу" (т.е. блоку Берлускони) победить на выбо-рах"8. Затем они занимались тиражированием и рассылкой переводов наибо-лее одиозных материалов из зарубежной прессы. Вообще предвыборная борьба в Италии весьма тесно сдружила противников Берлускони с иностранными изданиями, особенно французскими. "Монд" просто стала их трибуной. Один пример. Передача Раи2 "Сатирикон", отличающаяся дурным вкусом и пошлыми шутками в исполнении комика Луттацци, была ударной силой левых. В одном из ее выпусков в юмористическом запале Луттацци употребляет оскорбительное и грубое выражение в адрес Италии. Поднима-ется волна протестов, вызвавших скандал на Раи. Литератор Табукки вступа-ется за Луттацци и пишет открытое письмо президенту "Куда идет Италия, господин Чампи?", где не только оправдывает неподобающие перлы Луттац-ци, но и живописует бездну падения Италии, которой "мы не хотим". Полу-чив отказ в итальянских газетах, автор публикует его на страницах респекта-бельной "Монд"9. В ней же резкая статья Фреччеро и интервью с патриархом итальянской журналистики Ин-дро Монтанелли, который находится в кон-фронтации с Берлускони после своего ухода из "Джорнале". И еще одно отличие кампании 2001 г. опять-таки не положительного свойства: излишняя эмоциональность, разговор искючи-тельно на повышен-ных тонах, порой на грани фола. Соперники не стеснялись в выражениях и аргументах, и президент Чампи несколько раз был вынужден взывать к их разуму и совести. "Демонизация" Берлускони, который назвал эту кампанию "кампанией политической ненависти"10, стала ее визитной карточкой. Во всем: от внешности до программы - усматривались черты большого Зла. Его обвиняли в вампиризме и каннибализме по отношению к союзникам, в том, что он болен мегаломанией, улыбка казалась хищной, а некоторым за Берлускони виделась тень Гитлера. Если следовать медицинской терминоло-гии, которая широко использовалась, то порой борьба приобретала шизофре-нический оттенок. Так и закончившаяся без прямых теледебатов предвыбор-ная кампания, по единодушному признанию специалистов, стала одной из худших в послевоенной итальянской истории. Да и сам день выборов - 13 мая - тоже войдет в историю не с лучшей стороны: недостаток избиратель-ных участков привел к колоссальным очередям, в результате чего голосова-ние было продлено в некоторых районах до 5.00 утра. "Ночь хаоса", как на-звала ее пресса, стала последним аккордом кампании. Результаты выборов в парламент, как и ожидалось, принесли полную победу блоку Берлускони, а его партия "Вперед, Италия" стала ведущей по-литической силой страны. В то же время выборы мэров в крупнейших горо-дах Италии не дали столь однозначного результата: левые сохранили свои позиции в Риме, Турине и Неаполе, а правые - в Милане. Ход предвыборной кампании, ее характер и тональность позволяют сделать несколько наблюдений. Во-первых, ей были присущи черты, харак-терные для развития политической коммуникации в большинстве стран, - персонализация и медийность. Во-вторых, в Италии скорее всего формирует-ся своя модель, отличная от американской или, например, французской. Ее рекламный характер ближе к американскому опыту, а образность - к фран-цузскому. В то же время высокий эмоциональный накал, монологичность, отсутствие лояльности по отношению к конкуренту, резкость, а порой и бру-тальность в малой степени соотносятся с моделями других западных стран. Вероятно, что это было привнесено личностями кандидатов, конкретной си-туацией, на фоне которой разворачивались предвыборные баталии. Первые выборы XXI в. в Италии обозначили новые черты политической коммуникацит и высветили ряд проблем более общего характера. Например, гипертрофия роли СМИ, принимающих все более активное уча-стие в политическом процессе, их ответственность и соблюдение этических норм. Включение СМИ в процесс формирования единого политического и информационного пространства в Европе и его соотнесенность с "продол-жающейся эрозией суверенитетов", о которой говорил Серджо Романо в ин-тервью газете "Фигаро"11. И наконец, существует ли феномен Берлускони и если да, то в чем его сущность? Появление Берлускони на политической аре-не Италии и почти десятилетнее продвижение вперед одни связывают с ха-ризмой, другие - с медиагипнозом, а третьи - с политической интуицией, которая подсказала ему курс на модернизацию страны, разделяемый боль-шинством итальянцев. Очевидно, что Берлускони олицетворяет собой новый тип политика, прагматичного и делового, не отягощенного идеологическими оковами, которому удалось одержать победу на изнурительной марафонской дистанции предвыборной борьбы. Скорее всего это был осознанный полити-ческий выбор итальянцев, которые устремлены в будущее. Оправдаются ли их надежды? Начало XX века в Италии открыла "либеральная эра Джолит-ти", которая заметно продвинула Италию вперед. История не повторяется, но она всегда служит поучительным примером. |
(с) ОНЕ group 2003 | Партнеры |