Краткая история СМИ Италии Общий обзор СМИ Италии Италия-2001: политический выбор или медиагипноз? Новости итальянской прессы Используемая литература |
Общий обзор СМИ Италии В 2000 г. продолжалось активное внедрение Интернета в информационно-коммуникационную систему Италии. Этот процесс отчетливо про-слеживается по всем параметрам, причем как в количественном, так и каче-ственном измерении. Неуклонно растет число пользователей Сети: если в 1998 г. их насчитывалось 3,2 млн, то к началу 2000 г. - 8,2 млн. Другим важным момент м является расширение информационного пространства итальянского Интернета. Продолжался рост числа информационных сайтов. По данным "Osservatorio informazione online di WebTime", к концу 2000 г. в Интернете были представлены 1407 итальянских изданий (на 44% больше, чем в 1999 г.), среди которых 76 газет, 559 журналов (без учета изданий, представленных лишь названием или содержанием последнего номера) и 772 webzine, т.е. журналов, не имеющих печатных аналогов. Развитие последних отмечено особой интенсивностью: только в 2000 г. их прирост составил 87 %. Привлекает внимание открытие новых порталов горизонтальных (общего характера) и вертикальных (специализированных), а также создание новых сетевых рекламных концессионерных обществ (41 такое общество в 2000 г. обслуживало 580 сайтов). Успешно продвигаются в Интернете информационные агентства, а также аудиовизуальные СМИ: 95 теле- и 284 ра-диостанции были представлены в Сети. Итальянская печать в целом достаточно успешно прошла первый этап вхождения в Интернет. Позади остались панические настроения по поводу судьбы ежедневных газет: они не только выжили, но и дали потомство в виде своих онлайновыу версий. Положение их на рынке печати можно считать стабильным. Сравнительные данные о распространении первой десятки газет в ноябре 1999 г. и ноябре 2000 г. показывают, что только одна газета - "Се-коло XIX" - демонстрирует легкий спад (-1,5%), "Коррьере делла сера" име-ет те же показатели, а остальные добились прироста от 0,4% ("Соле 24 Оре") до 10,5% ("Стампа"). Так что усилия издателей газет, направленные на поис-ки новых форм распространения изданий как в Италии, так и за рубежом, дают плоды. Телевидение же, еще несколько лет назад не знавшее себе конкурентов в Италии, начинает сталкиваться с определенными проблемами. В наиболее опасной зоне, по мнению специалистов, находится традиционное эфирное вещание. Его как бы испытывают на прочность, с одной стороны, Интернет, а с другой, платные спутниковые каналы. Но пока говорить о каких-то серьез-ных сдвигах еще рано, и погоду в итальянском телесекторе по-прежнему де-лают три государственных канала Раи и три коммерческих канала "Медиа-сет", принадлежащие Берлускони. На их долю приходится почти 90% теле-аудитории страны, они поглощают 97% рекламных инвестиций всего теле-сектора, что превышает рекламную долю всей печати. Это ярко выраженная двухполюсная модель телевидения, которая начала формироваться в 80-е го-ды, затем была узаконена в 1990 г. и, невзирая на все катаклизмы 90-х, окре-пла, превратилась в своего рода бастион. Все попытки противников такой модели оказываются несостоятельными, несмотря на принятые законы и за-ключения антитрестовских органов. Естественно, что основная борьба за те-лезрителя ведется именно этими двумя полюсами, а в особо жесткой форме между РАИ1 и Канале 5. В декабре 2000 г. Канале 5 подтвердил свое лидер-ство по четырем позициям, оставив две для РАИ1. Несмотря на предприни-мавшиеся усилия, продолжался спад на РАИ2. Никак не проявило себя "Те-лемонтекарло", сменившее владельца. Платное телевидение, представленное двумя каналами - Телепью и Stream, добилось определенных успехов, за-воевав около 3,5 млн подписчиков. И наконец, о положении на рекламном рынке. Благоприятная экономи-ческая ситуация способствовала росту рекламных инвестиций в СМИ в це-лом: за январь-ноябрь 2000 г. они возросли на 17,4% по сравнению с тем же периодом 1999 г. И хотя печать по-прежнему уступала по капиталовложени-ям телевидению, их прирост в печатном секторе (15,9%) превысил соответст-вующий в телевизионном (15,2%). Симптоматично и то, что ежедневные га-зеты увеличили рекламную долю на 17,4%, а журналы - лишь на 13,8%. По прогнозам специалистов, в 2001 г. наибольший приток рекламы ожидается в газетах, на радио и в Интернете. |
(с) ОНЕ group 2003 | Партнеры |